Новости НКО 29 мая 2025

Тайна и правда усыновления. Нужно ли говорить ребёнку, как он появился в семье

В преддверии Международного дня защиты детей важно говорить не только о базовых понятиях — таких как важность заботы, защиты и обеспечения кровом и вниманием подрастающего поколения. Среди менее очевидных вопросов, напрямую при этом связанных с темой защиты детей, — вопросы о том, как возникло понятие «тайна усыновления» и что отвечать, если ребенок спрашивает, как он родился.

Рассказывает психолог БДФ «Виктория», ведущий «Школы приемных родителей» Дмитрий Кузнецов. Полную версию материала можно прочитать на сайте фонда «Виктория».  

Тайна усыновления существовала не всегда и выполняла функцию защиты прав ребёнка в обществе.

До революции тайны усыновления как таковой не было, суды проходили открыто. Само усыновление зависело от сословия приёмных родителей, а фамилию усыновленному можно было передать, только если он не пользовался большими правами состояния сравнительно с усыновителем. После 1917 года число детей, оставшихся без попечения родителей, выросло, тогда же появились специализированные учреждения для сирот. В 1918 году был принят Кодекс законов РСФСР, где была статья о недопущении усыновления ни кровных, ни чужих детей. Это было связано с тем, что усыновление могло выступать прикрытием эксплуатации детского труда и лишить ребенка возможности получения наследования от кровных родителей.

В 1926 году был разработан новый кодекс о браке, семье и опеке, в котором появился раздел о возможности усыновления. По мнению историков, появление тайны усыновления позволяло защитить ребенка от осуждения обществом за деятельность их родителей. Тогда же разделяли братьев и сестер, меняли фамилии. В 1938 году НКВД разрешило передавать детей репрессированных родителей в семьи благонадёжных родственников. В 1943 году был издан указ об усыновлении, по которому усыновители могли быть записаны в активных книгах о рождении в качестве родителей усыновлённых, то есть связь усыновлённого ребенка и кровных родителей прекращалась.

А как дела обстоят сегодня? 

На сегодня важным является понимание, от кого скрывается правда и история появления ребёнка в семье: от самого ребёнка, от расширенной семьи или социума. В первом случае чаще всего это обусловлено страхами усыновителей: «а вдруг он узнает, что мы не кровные родители и захочет жить с ними», «потеряем авторитет и значимость», «ребёнок перестанет слушаться», «это нанесет ему травму», «рёбенок перестанет нас любить», «к нему будут плохо относиться другие» и т.д. Страхи, безусловно, не появляются на пустом месте и что-то есть в жизненном опыте родителей, который порождает различные опасения.

Оберегать тайну – это большой труд, ведь каждый раз при столкновении с темой истории ребёнка усыновитель активизирует свой контроль за своим поведением и формулировкой фраз. Сбор анамнеза у врача, хранение документов о решении суда, простые вопросы ребенка «как я родился» — всё это требует напряжения и контроля, и ребёнок может это заметить.

У усыновителя может получиться самому сохранить тайну и контролировать себя, но это может не получиться у окружающих – из разных побуждений или абсолютно случайно кто-то может рассказать ребёнку историю его появления в семье. Проконтролировать всех не получится.

А что же с отношениями между родителем и ребёнком? Получается, часть построения отношений выстраиваются на лжи? Может существовать представление, что в данном случае это ложь во благо, но даже в таком случае ложь остается ложью. Будто появляется место в отношениях, в которых создана преграда. Доверительные отношения между родителями и детьми являются основой прочных и близких взаимоотношений.

А что это значит для ребёнка? Одним из важных аспектов самоопределения является понимание, откуда он появился на свет. В случае спонтанного раскрытия тайны ставятся под вопрос сложившиеся представления о мире, о семье и о себе. Теряются ориентиры, кому можно доверять, если самые близкие и важные люди врали? А чему учили и рассказывали – это правда или нет? А что тогда добро, а что такое зло?..

Чем позже случается раскрытие тайны, тем это больший стресс и тем больше появляется вопросов, требующих пересмотра и переоценки. В случае, когда ребёнок знает о своей истории, формируется опора, от которой можно отталкиваться, чтобы развиваться. Чем раньше ребёнок знакомится со своей историей, тем проще это воспринимается. С этой информацией он растёт и развивается, его история становится частью его жизни — и информация не кажется такой болезненной, как представляется взрослым.

Тогда как и когда говорить ребенку о его истории появления в семье? Чем раньше, тем лучше. В тот момент, когда вы будете готовы и будете чувствовать, что вы становитесь значимыми для ребёнка, когда появится доверие. Если ребенок задаёт вопросы о том, как он родился, то говорить правду — в том формате, который доступен для его понимания.

Если это грудной ребенок, то можно начинать говорить ему с самого раннего возраста. Для вас это будет обыкновенным и для него потом тоже. Если ребёнок старше, то можно его подготовить с помощью сказок, создать представление о том, что так бывает, когда у ребёнка двое родителей, а потом в соответствии со способностью воспринимать и анализировать информацию подбирать слова.

Примеры сказок: «Сказки про Марту», «Мама для мамонтенка» «Птица найденыш». Перед чтением их ребёнку важно прочитать тексты самостоятельно.

Один из базовых принципов доверительных и близких взаимоотношений между родителем и ребёнком – это честность и открытость, а поддержание тайны усыновления не позволяет достичь этого в полной мере.

Принять решение поможет и специализированная литература: Петрановская Л.В. «Дитя двух семей. Приёмный ребёнок в семье»; Бетси Кифер и Джейн И. Скулер «Как рассказать правду усыновлённому или приёмному ребёнку.

О фонде «Виктория»


Благотворительный детский фонд «Виктория» был создан в 2004 году. Он помогает детям-сиротам, приёмным семьям и кандидатам в приемные родители.

Организация на регулярной основе реализует три проекта.

  • «Семья» (Москва) — программа, направленная на развитие семейного устройства и профилактику социального сиротства.
  • «Детская деревня „Виктория“» (Армавир) — социальная программа, направленная на семейное устройство детей и развитие института профессионального приемного родительства.
  • «Развитие. Рост. Перспектива» (Москва) — проект, призванный повысить уровень знаний и эффективность работы специалистов, сотрудничающих с кровными и приемными семьями.

За время существования фонда организация помогла 16 905 детям, обучила более 4 тысяч специалистов, помогла развить компетенции 5 457 родителям.
Читайте также
Новости НКО
08 апреля 2025
Когда искусство действительно лечит: благотворительный фонд «Семья вместе» собрал почти 1 миллион рублей на вернисаже «Кисти добра»
Новости НКО
02 апреля 2025
В Москве в шестой раз пройдёт благотворительная распродажа в поддержку детей с заболеваниями печени